Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: культура (список заголовков)
17:00 

Альтернативная история живописи XIX века

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Слегка "почекрыжила" для читабельности.

КАРТИНЫ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ ПОПАДУТ В УЧЕБНИКИ

1

Фридрих Овербек. «Италия и Германия» (1811-1828)

В 1810 году несколько немецких художников, приехав в Рим, обосновались коммуной в пустующем монастыре, чтобы в духовном единении создавать истинно христианское искусство, восходящее к временам до «академической порчи» - к Средневековью и Раннему Возрождению. Назарейцы, как они называли себя, в равной степени вдохновлялись живописью итальянской и отечественной, взыскуя синтеза традиций. После освобождения Германии от Наполеона почти все вернулись на родину. Фридрих Овербек остался в Риме, но именно ему принадлежит своего рода манифест назарейской программы - не только искусства касающийся.
Поначалу это был всего лишь манифест дружбы: картина мыслилась как парная к картине Франца Пфорра «Суламифь и Мария». Через 16 лет после смерти Пфорра Овербек домыслил идею до более глобальной, соединив в «священном союзе» не только руки героинь (Италия - в лавровом венке и перуджиновско-рафаэлевских одеждах, Германия - в миртовом и в костюме с портретов Кранаха), но и пейзажи за их спиной - умбрийские тающие холмы с жесткой немецкой готикой. Коллаж из цитат, в сущности, но именно назарейцы были первыми, кто обратил живопись от натуры к культуре: за ними последовали прерафаэлиты, а за прерафаэлитами - художники стиля модерн.

Читать дальше

@темы: Не свое, Культура, Европа, XIX век

13:00 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Хорошая лекция "Развлечения в Лондоне восемнадцатого века":



Увы, на английском.

@темы: XVIII век, Британия, Культура

12:31 

О временах, о нравах

Abriza
мой запрос вселенной с томиком басё плакать у камина а не это всё
Интеллектуалы и их среда.
Клубы и общества в Шотландии в XVIII веке

Актуальная тема "интеллектуалы и власть" в нашей стране часто сводится к проблеме "интеллигенция и государство", а решение ее ищется в доказательстве необходимости поддержки интеллектуалов со стороны государства. Существуют ли другие исторические интерпретации этой темы? Что делать, если государство нищее и отсталое, а центральная власть слаба или далека от интеллектуалов и их проблем? Как ученому в таких условиях не только выжить, но и достичь мирового уровня и славы? Можно ли двигаться вперед самим, развивая общество?
Ярким примером самостоятельности образованных слоев общества в период социального кризиса служит Шотландия, характеризовавшаяся в век Просвещения небывалым расцветом интеллектуальной активности и появлением большого числа гуманитариев мирового уровня - Д. Юма, А. Смита, А. Фергюсона, У. Робертсона, Д. Уатта, В. Скотта, Р. Бернса, Д. Максвелла и других.
Для понимания шотландского способа решения этой проблемы важно знать, в какой социальной среде возникло интеллектуальное движение, какие черты характеризовали общество, как была устроена среда интеллектуального общения: северобританских гуманитариев, называвших себя литерати. Они не только читали проповеди, толковали законы, преподавали, занимались медициной, фермерством, но и писали книги, во многом изменившие жизнь западного мира. Шотландские мыслители ХУШ в. проектировали социальную среду, и их тексты интересны потому, что обсуждают модели для меняющегося общества. Мыслители объединялись в клубы и общества. Одна из причин объединения заключалась в том, что интеллектуалов было относительно немного и они были связаны социальными условиями. Они полагали, что человек есть животное социальное: рожденный в и для общества, он развивается, проходя различные стадии от "грубости" до "утонченности", или, как шутили тогда, "от дикаря до шотландца" 1 . "Литерати Просвещения глубоко верили в человеческие контакты, как посредством личных связей, так и в публичных обсуждениях" 2 .
читать дальше

@темы: Шотландия, Статьи, Культура, XVIII век

17:36 

Может, они и неторопливые...

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
...зато грамотные.

В абсолютных лидерах, как видим, Эстония и Финляндия. Даже Петербург с Москвой им уступают.

surfingbird.ru/surf/gramotnost-v-rossijskoj-imp...

@темы: Россия, Культура, XIX век

03:23 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Есть две очень интересные некоммерческие электронные русскоязычные библиотеки, в которых можно найти что-то интересное по истории (и не только!).

1. Im werden
Здесь я обнаружила, например, такие раритетные издания, как: «Русский быт по воспоминаниям современников, XVIII век, время Екатерины II. Выпуск 2» (1922 года издания), мемуары Андрея Тимофеевича Болотова в письмах (тоже очень интересные воспоминания о восемнадцатом веке), письма и бумаги Петра Великого... Конечно, тут не только восемнадцатый век, там лежат и дневники Бунина, и документы об англичанах в Архангельске в 1918 году, и множество материала по Наполеонике, и древнерусская литература. Одним словом, рекомендую ))

2. Русская виртуальная библиотека
Она рассчитана больше на любителей (и, конечно, профессионалов) русской литературы, поэтому основные материалы в ней относятся к литературе и публицистике, преимущественно восемнадцатый и девятнадцатый века. По восемнадцатому веку - коллекция замечательная.

@темы: XIX век, XVIII век, XX век, Культура, Россия

14:13 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
10 сентября 2014 года в Петербурге открывается очередной фестиваль Earlymusic.


Что это такое?
Вот что они сами о себе пишут:
«Фестиваль EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает забытую придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.»


Что будет в этом году?
Программа-замануха

И на закуску Лафонтен "Стрекоза и муравей" в куплетах Жана-Филиппа Валлета в исполнении французского барочного театра и Тьерри Пето.


@темы: Россия, Мероприятия, Культура, Европа, XVIII век, XVII век, XVI век

11:28 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Знаете ли вы, что в Британии с 1731 года выходил ежемесячный журнал "The Gentleman's Magazine"? Он был посвящен политике, экономике, культурной жизни и т.д, прожил до двадцатого века.
Имхо, это замечательный памятник и источник для тех, кто интересуется определенной эпохой в Британии (якобиты, Семилетняя война, война за Независимость, Наполеоновские войны, Крымская война и т.д.), что волновало людей и о чем они думали.
Добрые люди из Англии и Америки оцифровали его и выложили в свободный доступ:
- здесь все номера с 1731 по 1750 год,
- ну а тут можно найти, по-моему, за любой год.

Кстати, именно с этого журнала и пошло привычное англичанам название журналов "magazine", а "journal" осталось в прошлом.

@темы: XIX век, XVIII век, Британия, Быт, Культура, Литература, Наука

13:34 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Сатирическая колода игральных карт (с французскими мастями) начала восемнадцатого века из Британского музея. Обложка с Арлекином и Скарамушем от другой колоды, если что, но тоже датируется промежутком 1700-1725.

изображение

@темы: Культура, Европа, Быт, Британия, XVIII век

20:37 

Полезное чтение

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
17.05.2014 в 13:45
Пишет L del Kiante:

Владислав Петрович Даркевич
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Светская праздничная жизнь в искусстве IX—XVI вв.


Содержание

скачать

Монография посвящена праздничной культуре средневековья. Главными источниками послужили произведения изобразительного искусства - романская и готическая скульптура, художественное ремесло, миниатюры рукописей. Их исследование дает возможность проникнуть в живую полнокровную действительность той эпохи. Для историков, искусствоведов, археологов и более широкого круга читателей, интересующихся средневековьем.
К аннотации издательства необходимо добавить, что автор рассматривает средневековую культуру Руси и Европу не "параллельно", а интегративно.
Много-много иллюстраций!
URL записи

@темы: Европа, Быт, Культура

12:44 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Искала тут складной стул для художника, вместо этого нашла две картины, посвященные Галантному веку:

изображение
Давид Блес "Пустой стул"

изображение
Давид Блес "Так старость поет под писк молодых"


Почитать о прошедшей выставке нидердандского романтизма в Третьяковской галерее можно здесь

@темы: Культура, Европа, XVIII век, XIX век

03:05 

Шедевры живописи

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Снова седлаю любимую лошадь. На сей раз - в прямом смысле.

ПЯТЬ "ПЕРЕХОДОВ"

6 мая 1800 года началась Вторая Итальянская кампания Бонапарта, ознаменованная легендарным переходом французской армии через Альпы. Год спустя Жак Луи Давид увековечил это событие, написав большой портрет генерала на вздыбленном коне на краю обрыва.

Сегодня эта картина - одна из самых известных в иконографии Наполеона. Правда, именуют ее кто во что горазд:
- Наполеон на перевале Сен-Бернар
- Бонапарт на Сен-Бернарском перевале
- Переход Наполеона через перевал Сен-Бернар
- Переход Наполеона через Альпы
- Бонапарт, пересекающий Альпы и т.д.

Оригинальное название - «Первый Консул переходит через Альпы на перевале Гран-Сен-Бернар»
(Le Premier Consul franchissant les Alpes au col du Grand-Saint-Bernard).

Как уже отмечено, известен этот хрестоматийный портрет практически всем, но внимательные люди нет-нет да и задаются вопросом: почему на многочисленных репродукциях он выглядит неодинаково? Действительно - то плащ другой, то масть лошади другая, то цветовая гамма не та…
Ответ, как водится, лежит на поверхности. Свои работы художники нередко «размножали». А поскольку копировальной техники в их распоряжении еще не было, то делать это приходилось вручную, отчего в дубликатах, естественно, наблюдались различия, иногда достаточно серьезные. Вот и Давид переписывал «Переход» несколько раз. Поклонники наполеоновской эпохи не всегда сходятся во мнениях, выясняя - сколько именно. Кто-то насчитывает всего два варианта, кто-то - три, кто-то - четыре...
Однако их все-таки пять.
Пять разных полотен, представляющих собой одну и ту же картину.

читать дальше

@темы: XIX век, Европа, Культура, Наполеоника

23:14 

Вечные вещи

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
СТУЛ №14

Гнуть древесину человечество научилось довольно давно. Еще в XVII веке в Англии эту технологию использовали для изготовления отдельных фрагментов мебели. Гнутое дерево применялось и в кораблестроении, и в каретном деле, и в дизайне помещений - гнутые рамы и перила были популярны задолго до стиля модерн.
И каждый, кто занимался этой техникой, старался изобрести свой способ добиваться пластичности дерева - наиболее дешевый и наиболее производительный.
Вот и уроженец Германии Михаэль Тонет тоже экспериментировал в этом направлении. В 1819 году он усовершенствовал технологии гнутья фанеры и дерева и основал мастерскую, положившую начало серийному производству полностью гнутой мебели.
Более подробная история жизни и деятельности Михаэля Тонета.

Со своими работами Тонет не раз принимал участие в различных выставках, постепенно к нему приходил успех, и к середине XIX века его мебель производилась уже в промышленных масштабах. Предприятие Тонета выпускало самые различные виды изделий - кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовую, детскую и игрушечную мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки и прочее, но, в первую очередь, конечно же, стулья. К слову, Тонет к тому времени перебрался на постоянное жительство в Вену...
читать дальше

@темы: Культура, Европа, Быт, XIX век

12:58 

К истории русского костюма

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Умираю по этой красоте уже второй год.

САЖЕНИЕ ПО БЕЛИ -
уникальная и красивейшая техника объемной русской вышивки. Сплошная или прорезная, с жемчугом или перламутром, фольгой или канителью - она имела свои особенности в каждой местности. Первые находки относятся еще веку так к XI, но массовое распространение это искусство получило на Руси в XV-XVII веках, когда под влиянием «татарской моды» в русской культуре проявилось заметная склонность к роскоши. Некоторые государи - вроде Федора Алексеевича - даже пытались бороться с «излишествами», но без особого успеха.
Белью с жемчугом и самоцветными камнями расшивали оклады икон, церковную утварь, обложки книг, праздничные одежды, аксессуары, обувь, головные уборы... в общем, все, что можно украсить вышивкой. Жемчуг редко применяли «заморский» (он был очень дорог), в основном тот, что производится раковинами-перловицами, живущими в наших северных реках и озерах. Одной из важнейших статей дохода Великого Новгорода была как раз торговля пресноводным жемчугом - в Ильмень-озере его добывали тоннами. Сами раковины тоже не выбрасывали. Рубка (рубленный перламутр) шла на поднизи (сетки и подвески) к женским головным уборам и также использовалась в вышивке.

БЕЛЬ - это скрученная белая веревка, хлопчатая или льняная, которая по предварительной разметке пришивается на материал (лен, шелк, бархат) в два-три ряда. А в ложбинку между рядами уже вшивают («сажают») жемчуг. Рисунок получается четкий, плавный и выпуклый. Иногда бель выкладывали и в один ряд, но тогда насаженные камни могли неровно держать линию, поэтому однорядная бель использовалась только в очень плотном узоре (например, в каргопольских кокошниках). Понятно, что, процесс был весьма трудоемок, занимая по несколько месяцев, но выглядело это все в итоге совершенно потрясающе и главное - было очень долговечным. Находящиеся в музеях девичьи повязки, коруны, кокошники, церковные принадлежности и сегодня позволяют оценить мастерство вышивальщиц. Да, стоило готовое изделие немало. Есть сведения, что за иной кокошник платили табуном лошадей. Поэтому украшения передавались по наследству и сохранялись, порой, столетиями. Конечно, их не носили каждый день - только на праздники. Так что, благодаря качественному изготовлению и традициям наследования, в XVIII-XIX веках в северных губерниях богато расшитые элементы одежды были практически у каждой деревенской девушки.


Девичий венец (Архангельская губерния), выполненный в технике прорезного сажения по бели.
Музейный экспонат XVIII века и современная любительская реплика.

Увы, с течением времени техника вышивки упростилась, потеряв свой главный элемент - объем. А потом и вовсе вышла из употребления. Однако в последние годы мастера вновь задались целью вернуть ей былое величие, благо, как уже сказано, сохранившихся образцов достаточно и они дают возможность на их основе создавать аутентичные изделия. К тому же, данная техника вполне применима в современной моде и способна пользоваться спросом. Она великолепно подходит для изготовления брошей, ожерелий, поясов, сумок, жакетов и прочего. Конечно, всерьез заниматься этим искусством по-прежнему способны только профессионалы - для достижения соответствующего качества одного энтузиазма и любви к отечественной культуре недостаточно (на приведенных снимках это прекрасно видно). Тем более технических средств тут не применишь - сажение по бели возможно только вручную. Однако попробовать свои силы и сотворить что-то для себя всегда интересно.


@темы: Россия, Культура, Быт

13:24 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Для любящих искусство: у музея Метрополитэн есть замечательный проект 82th and Fifth.



Это собрание удивительно подробных фотографий различных произведений искусства, с небольшим видео (есть русские субтитры) и с комментариями к этим фотографиям.
Среди авторов которых: Антонио Росселлино, Тьеполо, Фрэнк Ллойд Райт, Рембрандт, Микеланджело, Эль Греко и пр. Картины и скульптуры, вещи и ткани. Статуэтки из Ганы, Будда из Кореи, занавес табернакля и бюст Меншикова, голова Тутанхамона и немецкий арбалет ландскнехтов, доспехи и персидская мода.

В общем, замечательный способ провести время среди искусства разных эпох и узнать эти самые эпохи получше.

@темы: XIX век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XX век, Культура

13:36 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
изображение

Иштван Дорфмайстер "Бела Третий основывает цистерцианский монастырь Сентготтхард в 1193"


Дорфмайстер - знаменитый австро-венгерский художник восемнадцатого века (родился в Вене, работал в королевстве Венгрия, в основном). Известен, несмотря на манеру письма и некоторые сюжеты, как художник, поддерживающий церковь в борьбе с Просвещением.
Просто сегодня опять перечитывала про Раймунда Монтекукколи, который, несомненно, достоин упоминания еще не раз, благодаря своим полководческим талантам, и вспомнила об этой картине )

Вот, кстати, фреска в церкви Сентготтхарда, нарисованная Дорфмайстером в 1784 году и посвященная этому событию:

изображение


Имхо, совсем не церковная живопись, очень светская. Она хорошо бы смотрелась и в Эрмитаже, например, и в Версале. Не знаю даже, чем объяснить этот феномен. Может быть тем, что враждующие стороны на тот момент были куда как ближе, чем им казалось. Может быть, потому что в послереформенной Священной Римской Империи определенный либерализм все же проникал во все сферы )

@темы: XVII век, XVIII век, Австрия, Европа, Культура

16:27 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Унесла в перепост из "Коробки Приключений"

26.03.2014 в 16:22
Пишет natoth:

Морские песни шанти
Раз уж мы вспомнили о шанти, то публикую здесь эту прекрасную статью-перевод. Оригинальный пост можно посмотреть здесь.



Слово "шанти" происходит, видимо, от французского "chanter" - петь.
В оригинале шанти пелись с сильным ударением на слове или слоге во время того, как моряки исполняли свою работу. Для определенных операций на море сформировались шанти определенного ритма, например - для поднятия якоря (что делалось путем хождения вокруг якорного ворота - кабестана), травления или выбирания канатов и т.д. Большая часть песен предполагала солиста-запевалу и ответ хором. Запевала пел куплет, а остальные подхватывали припев. Слова припева обычно совпадали с рывком или толчком. Шанти служили для отвлечения внимания и для синхронизации работы. Также в них моряки могли выразить свое мнение по тому или иному поводу в той форме, которая не повлечет наказания со стороны начальства.
Золотой век шанти – время парусных кораблей.

Заслушать песенку:





читать дальше

URL записи

@темы: Не свое, Морской флот, Культура, Европа, Британия, Статьи

06:38 

Мода начала XIX века

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Процесс надевания "ампирного" платья (образца 1805 года)



То, что рассказы о дамах в прозрачном муслине касались, во-первых, более раннего периода, во-вторых - только отдельных, наиболее эпатажных особ и, в-третьих, вообще сильно преувеличены - факт общеизвестный. Среднестатистические женщины, так же как и в предыдущие века, носили под платьем рубашку, корсет и нижнюю юбку. Плюс теперь еще и панталоны. Но лично для меня новость, что само платье продолжало оставаться "двухполотнищевым", не сшитым по бокам. Учитывая отсутствие фижм и карманов - какой в этом был смысл? И все еще никаких пуговиц, да...

@темы: XIX век, Быт, Европа, Культура

10:05 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Эта песня посвящается Ребеллису, судя по всему ))
Лоялисты нам пишут о британской легкой пехоте, да... Песня войны за Независимость, 1778 год.



Апдейт: а вообще, чтобы не мелочится, собрала целый плейлист солдатских британских песен с XVII по XX век.

читать дальше

@темы: Колониальная Америка, Война, Британия, XVIII век, XVII век, XIX век, Новый Свет, Культура

12:31 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
И немного полезного:

изображение


Книга вот с таким названием: «A treatise on indigence: exhibiting a general view of the national resources for productive labour; with propositions for ameliorating the condition of the poor, and improving the moral habits and increasing the comforts of the labouring people», автора Patrick Colquhoun (достаточно известный шотландский статистик и купец, основатель "Речной Полиции" и теоретик полицейской службы до Пила), посвящена преступности и низшим классам Англии. Много статистики, рассуждений о морали и вообще достаточно любопытно. Нескольких листов не хватает (
Посмотреть и почитать можно здесь.

@темы: Литература, Культура, Европа, Быт, Британия, XIX век

11:13 

История спички

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
РАБ, ОДЕТЫЙ СВЕТОМ

Казалось бы, банальнейшая вещь - спички. Символ дешевизны и примитивности. А в последнее время и ретроградства. Сегодня сложно представить себе, что еще совсем недавно они были хай-тэком, а за один коробок платили очень большие деньги. «Совсем недавно» - это не просто слова, учитывая, что использование огня восходит к заре человечества, а спички появилась в массовом употреблении всего лишь полтора века назад. И путь к их созданию был удивителен и извилист…



читать дальше

@темы: Быт, Наука, Культура

Новая История

главная