Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: шотландия (список заголовков)
09:37 

Полковник Анна

Abriza
мой запрос вселенной с томиком басё плакать у камина а не это всё


Анна Фаркухарсон родилась в 1723 году в семье Иана Фаркухарсона из Инверкаулда, вождя соответствующего клана. Клан Фаркухарсон издревле входил в конфедерацию Хаттан, и был вполне предсказуем брак красавицы Анны с Ангюсом Макинтошем, вождем формально возглавлявшего коалицию клана Макинтош. Брак этот не был браком вполне по расчету, ибо жених и невеста очень понравились друг другу, и семейная жизнь складывалась у них душа в душу. Деятельная и предприимчивая Анна принимала живейшее участие в делах молодого вождя; так, когда в 1744 году Джон Кемпбелл, лорд Лоудон, предложил тому право командования одним из т.н. "Независимых Рот" (фактически "переизданием" проганноверской "черной стражи"), буде Ангюс ухитрится таковую роту собрать, Анна ничтоже сумняшеся переоделась в мужское платье, красиво прогнала на лошади по горам, и к вечеру 97 добровольцев из требуемой сотни явились к вождю на запись. ;) Однако рекрутерские таланты Анны искренне радовали Ангюса только до 1745 года - то бишь пока не обратились против него самого. Иан Фаркухарсон был стойким убежденным якобитом и воспитал дочь в соответствующем духе; молодой Макинтош, напротив, искренне полагал ганноверскую династию и ее притязания легитимными; и если в мирном быту разногласия Анны и Ангюса не заходили далее отвлеченных дискуссий, то с высадкой принца-регента в Шотландии и началом войны за Реставрацию Стюартов сдерживаться стало значительно труднее.

читать дальше

@темы: Шотландия, Война, XVIII век

17:20 

Abriza
мой запрос вселенной с томиком басё плакать у камина а не это всё
Горная Шотландия конца XVII - первой половины XVIII века и исторические романы Вальтера Скотта

Обращаясь к обычаям и нравам Верхней и Нижней Шотландии в первой половине XVIII столетия, Вальтер Скотт не только отдал должное той романтической традиции в европейской литературе первой половины уже XIX в., одним из наиболее примечательных представителей которой он и являлся. В данном случае перед нами еще и любопытный пример эволюции образа шотландского горца. Вальтер Скотт в своих исторических штудиях и литературных опытах проводником в Горный Край (Хайленд), каким тот был во времена действия романа "Уиверли, или Шестьдесят лет назад", избрал современника и очевидца, никогда бы не помыслившего себе за "Робин Гудами" Хайленда тех удивительных качеств, которые вызывали восхищение образованной британской публики в первой половине XIX в.1 Романтики, по словам У. Диксона, сочли "якобитский эпизод"2 "своим" и так яростно встречали любые возражения на сей счет, что "история здесь покинула поле боя в отчаянии"3. Образ шотландского горца (хайлендера) в начале XIX в. был сильно романтизирован, и последний превратился из "мятежника" в "верного подданного" своего короля, причем уже со второй половины XVIII в. эта лояльность будет означать преданность суверенам дома Ганноверов. Этот образ и впрямь не без оснований можно называть "изобретением" горношотландской "традиции", неотъемлемой частью которой стала "якобитская сага". Всё это словно заслонило собой другую часть британской, шотландской, горношотландской истории XVIII столетия, - то, что было между (до и после) "особенными" для якобитского мифа 1715 и 1745 гг.
читать дальше

@темы: Шотландия, Статьи, Литература, XVIII век, XVII век

12:31 

О временах, о нравах

Abriza
мой запрос вселенной с томиком басё плакать у камина а не это всё
Интеллектуалы и их среда.
Клубы и общества в Шотландии в XVIII веке

Актуальная тема "интеллектуалы и власть" в нашей стране часто сводится к проблеме "интеллигенция и государство", а решение ее ищется в доказательстве необходимости поддержки интеллектуалов со стороны государства. Существуют ли другие исторические интерпретации этой темы? Что делать, если государство нищее и отсталое, а центральная власть слаба или далека от интеллектуалов и их проблем? Как ученому в таких условиях не только выжить, но и достичь мирового уровня и славы? Можно ли двигаться вперед самим, развивая общество?
Ярким примером самостоятельности образованных слоев общества в период социального кризиса служит Шотландия, характеризовавшаяся в век Просвещения небывалым расцветом интеллектуальной активности и появлением большого числа гуманитариев мирового уровня - Д. Юма, А. Смита, А. Фергюсона, У. Робертсона, Д. Уатта, В. Скотта, Р. Бернса, Д. Максвелла и других.
Для понимания шотландского способа решения этой проблемы важно знать, в какой социальной среде возникло интеллектуальное движение, какие черты характеризовали общество, как была устроена среда интеллектуального общения: северобританских гуманитариев, называвших себя литерати. Они не только читали проповеди, толковали законы, преподавали, занимались медициной, фермерством, но и писали книги, во многом изменившие жизнь западного мира. Шотландские мыслители ХУШ в. проектировали социальную среду, и их тексты интересны потому, что обсуждают модели для меняющегося общества. Мыслители объединялись в клубы и общества. Одна из причин объединения заключалась в том, что интеллектуалов было относительно немного и они были связаны социальными условиями. Они полагали, что человек есть животное социальное: рожденный в и для общества, он развивается, проходя различные стадии от "грубости" до "утонченности", или, как шутили тогда, "от дикаря до шотландца" 1 . "Литерати Просвещения глубоко верили в человеческие контакты, как посредством личных связей, так и в публичных обсуждениях" 2 .
читать дальше

@темы: Шотландия, Статьи, Культура, XVIII век

Новая История

главная