11:13 

История спички

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
РАБ, ОДЕТЫЙ СВЕТОМ

Казалось бы, банальнейшая вещь - спички. Символ дешевизны и примитивности. А в последнее время и ретроградства. Сегодня сложно представить себе, что еще совсем недавно они были хай-тэком, а за один коробок платили очень большие деньги. «Совсем недавно» - это не просто слова, учитывая, что использование огня восходит к заре человечества, а спички появилась в массовом употреблении всего лишь полтора века назад. И путь к их созданию был удивителен и извилист…



Впереди планеты всей
Имеются сведения, что первоначально спички были изобретены в Китае еще в середине прошлого тысячелетия, в период правления династии Ци. По легенде, некие придворные оказались в военной осаде и остались без огня, после чего и стали использовать палочки, покрытые серой.
Тао Гу в своей книге «Доказательства чрезвычайного и сверхъестественного» (ок. 950 года) пишет: «Проницательный человек упростил малым палочки сосны пропитав серой. Они были готовы к использованию. Осталось только тереть их на неровной поверхности. Получалось пламя, большое, как пшеничный колос. Это чудо называется «раб, одетый светом».
В 1270 спички уже свободно продавались на рынке в городе Ханчжоу.
Однако, несмотря на достаточно тесные торговые связи Запада и Востока, в Европу спички почему-то не попали. Здесь продолжали использовать кремневые огнива, хотя разжигание огня с их помощью требовало времени, известной сноровки и усилий. Ударяя сталью о кремень, высекали искру на пропитанный селитрой трут. Трут начинал тлеть, его клали на сухую растопку и раздували огонь.
Иногда вместо растопочного материала применялась сухая лучина, для лучшего горения пропитанная расплавленной серой. При соприкосновении с тлеющим трутом она вспыхивала. А от нее уже поджигали очаг. Теоретически, это можно было бы считать чем-то похожим на спичку, но, с другой стороны, лучина все еще нуждалась в «стороннем» поджигании.

Дитя ошибок и случайностей
Первым серьезным шагом к изобретению спичек стало изобретение белого фосфора, сделанное отставным солдатом из Гамбурга Хеннингом Брандтом в 1669 году. Изучая труды известных алхимиков того времени, сей господин решил получить золото. В процессе опытов, при нагревании смеси белого песка и выпаренной мочи, он случайно получил светящееся в темноте вещество, которое Брандт назвал сначала «холодным огнём». Впоследствии вещество получило название «фосфор», что в переводе с греческого означает «светоносный».


Открытие Хеннинга Брандта

В 1680 году ирландский физик Роберт Бойл (тот самый, что знаком нам по закону Бойля-Мариотта) покрыл белым фосфором небольшой листок и взял уже известную деревянную лучину с серной головкой. Он потер ее о бумагу, в результате чего вспыхнул огонь. Но, увы, ученый счел данный факт интересным лишь с научной точки зрения, а никакого выводов о возможности его полезного применения не сделал.
Только в 1805 году французский химик Шансель создал прототип современных спичек. Деревянные спички Шапселя имели головку из смеси серы, бертолетовой соли и киновари (служившей исключительно для окраски). Такую спичку зажигали или от солнечного света при помощи увеличительного стекла, или капая на нее концентрированной серной кислотой. Спички были опасными в употреблении и очень дорогими. Кроме того, головка вспыхивала так мощно, что, порой, выгорала раньше, чем успевала поджечь деревянную основу.


Футляры для хранения спичек

Немногим позже, в 1827 году, английский химик и аптекарь Джон Уокер обнаружил, что если покрыть конец деревянной палочки определенными химическими веществами и провести ей по сухой поверхности, то головка загорается. Причем, открытие свое он тоже сделал случайно, когда для опыта соединял сульфид сурьмы, бертолетовой соли, камеди и крахмала, размешивая их деревянной палочкой. На палочке образовалась засохшая капелька. Чтобы убрать ее, аптекарь и чиркнул палочкой по столу… Вскоре он выпустил спички на рынок. Первая продажа «Congreves» (так Уокер назвал новинку) состоялась 7 апреля 1827 года в городе Хиксо. Уокер даже заработал немного денег, но, будучи человеком совершенно не деловым, оформить патент не удосужился, а с удовольствием демонстрировал процесс изготовления всем желающим. Зато некто по имени Сэмьюэл Джонс, присутствовавший при такой демонстрации, сразу осознал рыночную стоимость изобретения.

Что лучше - сгореть или отравиться?
Джонс назвал спички «Lucifers» (люциферчики) и стал продавать их тоннами. Благодаря своему названию «Lucifers» быстро стали популярными, особенно среди курильщиков. Потребители ценили тот факт, что новые спички не нуждались в дополнительных гаджетах - вроде лупы, пузырька с кислотой и пр. Чтобы их зажечь, достаточно было более-менее ровной и не скользкой поверхности. Однако у «люциферчиков» был крайне неприятный запах при горении, и они очень искрили при поджигании, что часто вызывало порчу одежды или даже ожоги.
В 1832 году в житель Вены Л.Тревани предложил свой вариант покрытия спичечной головки. Оно состояло из смеси бертоллетовой соли с серой и клеем. Если такой спичкой провести по наждачной бумаге, то головка воспламеняется, но иногда это опять-таки происходило со взрывом. Поэтому изобретение Тревани было сочтено не стоящим внимания, хотя именно его идея использования специальной основы для чирканья затем получила наибольшее распространение.
В 1831 году девятнадцатилетний француз Шарль Сориа соединил смесь бертолетовой соли и серой с давним изобретением Брандта - белым фосфором. Мысль оказалась удачной, поскольку лучинки, смазанные полученным составом, легко загорались при трении о стекло, о подошву обуви, о кусок дерева - и при этом не взрывались. Юный экспериментатор хотел запатентовать своё изобретение, но за это надо было заплатить большие деньги, которых у него не имелось. Спустя год спички были вновь созданы немецким химиком Я.Каммерером.
Проблема взрывоопасности была решена, но появилась другая. Легкость возгорания фосфора была в равной степени достоинством и недостатком. Температура воспламенения фосфорных спичек всего 30 градусов. Поэтому спички Сориа-Каммерера часто загорались сами по себе и послужили причиной возникновения многочисленных пожаров.


Спичечный коробок

Более удачный рецепт зажигательной массы для изготовления фосфорных спичек, по всей видимости, придумал австриец Ирини в 1833 году. Ирини предложил его предпринимателю Ремеру, который открыл спичечную фабрику. Тогда же было решено, что носить спички россыпью неудобно. Так что на свет появился первый спичечный коробок с наклеенной внутри шершавой бумагой (пригодилась-таки идея Тревани).
Впрочем, вопрос произвольного воспламенения спичек все еще оставался открытым. Да, они больше не вспыхивали от элементарного пребывания на солнце в летний день, но могли загореться от трения друг о друга в коробке.
Кроме того, скоро выяснилось, что белый фосфор очень токсичен. Растворяя его в воде, получали сильнейший яд, которым легко можно было убить человека (помните швейковскую бабушку дезертира, которая «шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками»?). Рабочие спичечных фабрик, надышавшись парами белого фосфора, буквально за несколько месяцев превращались в инвалидов.


Спичечная фабрика

По рублю за сотню
Одновременно с распространением в Европе спички пришли и в Россию. В 30-х годах XIX века их продавали по рублю серебром за сотню. Позже появились и спичечные коробки, сначала деревянные, а затем жестяные. Причем, уже тогда на них клеили этикетки, что привело к появлению целой ветви коллекционирования - филумении. Этикетка выполняла не только информационную, но и декоративную функцию.
Спички показалось российским предпринимателям настолько прибыльным делом, что всего через какие-то 15 лет количество спичечных фабрик в стране достигло 30-ти. Государство спохватилось, в 1848 году был издан монопольный закон, разрешающий производство спичек лишь в Москве и в Санкт-Петербурге. В 1859 году закон отменили, и к 1913 году в России работала уже 251 фабрика по производству спичек.
Само русское название «спичка» происходит от слова «спица» (заостренная деревянная палочка). Изначально это слово обозначало деревянные обувные гвозди, в этом значении «спички» до сих пор существует в ряде диалектов. Спички, использовавшиеся для извлечения огня, поначалу назывались «зажигательные (или самогарные) спички».

Триумф «шведской» спички
В 1847 году австриец Антон Шретер открыл аморфный красный фосфор, который уже не был ядовит. Так постепенно началась замена белого фосфора в спичках на красный. Первым горючую смесь на его основе создал немецкий химик Бетхер. Он сделал головку спички на основе клея из смеси серы и бертолетовой соли, а саму спичку пропитал парафином. Спичка горела великолепно, единственным ее недостатком было то, что она больше не зажигалась от трения о шершавую поверхность. Тогда Бетхер смазал эту поверхность составом, содержащим красный фосфор. При трении частички красного фосфора воспламенялись, поджигали головку и спичка загоралась ровным желтым пламенем. Эти спички не давали ни дыма, ни неприятного запаха.
Изобретение Бетхера, как ни странно, вначале не привлекло внимания промышленников. Впервые его спички стали выпускать в 1851 году шведы братья Лундстремы. В 1855 году Йохан Эдвард Лундстрем запатентовал в Швеции и свои собственные спички, добавив красный фосфор в состав головки. Поэтому безопасные спички Лундстрема начали называть «шведскими».
«Шведские» спички в этом же году были представлены на Международной выставке в Париже и получили золотую медаль. С этого момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру.


«Шведские» спички

Производство и продажа опасных для здоровья фосфорных спичек во многих странах вскоре было запрещены. Там, где промышленники отказывались переоборудовать фабрики, применяли государственные механизмы «убеждения» (так, например, в 1911 году Конгресс США установил очень высокий налог на спички, изготовленные на основе белого фосфора). И через несколько десятилетий выпуск фосфорных спичек полностью прекратился.

Золотое дно
Первыми оценили дополнительные возможности спичек американцы, разместив на этикетке коробка коммерческую рекламу. Кстати, сами американские коробки - книжкой - тоже оказались удобными и получили широкое признание. А самая ранняя из известных коммерческих реклам на спичечных коробках была создана в 1895 году и рекламировала компанию Mendelson Opera Company. Сделана она была по инициативе и даже руками самой компании. Оперная труппа приобрела у производителя спичек Diamond Match Company ящик спичечных коробков (около 100 штук), и актеры, сидя по ночам, рисовали (!) на них свою примитивную рекламу. «A cyclone of fun - powerful caste - pretty girls - handsome ward-robe - get seats early» - гласила надпись на этикетке. Сверху была фотография звезды этой комической труппы, тромбониста Томаса Лоудена с подписью «Молодой оперный комик Америки». Недавно единственный оставшийся из 100 изготовленных в ту ночь коробков был продан за 25 000 долларов.


Реклама Mendelson Opera Company на спичечном коробке

Идею быстро подхватили. Следующим клиентом оказалась пивоварня Пабст в Милуоки, заказавшая десять миллионов спичечных коробков. Затем табачный король Дюк закупил для своей рекламы уже тридцать миллионов коробков. Через мгновение Уильям Ригли - король жевательной резинки Wrigley’s Chewing Gum заказал один миллиард спичечных коробков с рекламой своей жевательной резинки. К концу Первой мировой десятки тысяч рекламодателей использовали спичечные коробки, ставшими самым популярным видом рекламы не только в Америке, но и во всем мире.


Реклама русского мороженого на спичечном коробке

@темы: Быт, Наука, Культура

Комментарии
2014-03-20 в 12:15 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Спасибо, очень интересно )
Я так понимаю, что использовался для текста этот материал?

2014-03-20 в 12:33 

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Quiterie, не совсем. Я потому и не стала давать ссылку.
masterok подкидывает замечательные идеи, но, во-первых, сам берет информацию на стороне, не указывая источников, а во-вторых, составляет посты очень сумбурно, без хронологии, часто дублируя одни и те же сведения. Поэтому тема-то взята у него, однако пришлось поискать соответствующие иллюстрации, а так же материалы, которыми пользовался владелец вышеназванного ЖЖ. И из них уже собирать.
Думаю, для случаев, когда нет одного источника, да и те явно не авторские, нам надо завести тэг "компиляция" или что-то в этом роде.

2014-03-20 в 12:35 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Рина Дзене, текст просто совпадает местами дословно) А что иллюстрации другие и статья отличается по структуре, это я заметила, конечно же.

2014-03-20 в 12:46 

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Да, но и его текст совпадает дословно с теми материалами, которыми он пользовался. )))
Скажем, вот с этим: himoza1977.blogspot.ru/2012/11/blog-post_25.htm...
Потому я и не знаю, правомочна ли ссылка на него. Если в предыдущем моем перепосте (про гигиену в Европе) исходник был стопроцентно авторский, то тут и вопросов нет. А когда вот такая ситуация - то сложно.

2014-03-20 в 12:49 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Рина Дзене, я не в обиду, если что ) Меня просто тоже дико раздражает привычка писать статьи и не ставить использованные материалы в конце.
Я про ванну-то так фэйспалмилась, потому что автор материалов известен тем, что запускает непроверяемые утки (про вшей в бороде и выборы мэра, например), и не выбьешь из него ничего )
А тег введем.

   

Новая История

главная