Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал, что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху — часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора. Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты — одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям. Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры — во-первых, потому что русских нет, а во-вторых — может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому — модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому — обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.


Русская корона
Открытка 1905 г.


читать дальше