Снова седлаю любимую лошадь. На сей раз - в прямом смысле.

ПЯТЬ "ПЕРЕХОДОВ"

6 мая 1800 года началась Вторая Итальянская кампания Бонапарта, ознаменованная легендарным переходом французской армии через Альпы. Год спустя Жак Луи Давид увековечил это событие, написав большой портрет генерала на вздыбленном коне на краю обрыва.

Сегодня эта картина - одна из самых известных в иконографии Наполеона. Правда, именуют ее кто во что горазд:
- Наполеон на перевале Сен-Бернар
- Бонапарт на Сен-Бернарском перевале
- Переход Наполеона через перевал Сен-Бернар
- Переход Наполеона через Альпы
- Бонапарт, пересекающий Альпы и т.д.

Оригинальное название - «Первый Консул переходит через Альпы на перевале Гран-Сен-Бернар»
(Le Premier Consul franchissant les Alpes au col du Grand-Saint-Bernard).

Как уже отмечено, известен этот хрестоматийный портрет практически всем, но внимательные люди нет-нет да и задаются вопросом: почему на многочисленных репродукциях он выглядит неодинаково? Действительно - то плащ другой, то масть лошади другая, то цветовая гамма не та…
Ответ, как водится, лежит на поверхности. Свои работы художники нередко «размножали». А поскольку копировальной техники в их распоряжении еще не было, то делать это приходилось вручную, отчего в дубликатах, естественно, наблюдались различия, иногда достаточно серьезные. Вот и Давид переписывал «Переход» несколько раз. Поклонники наполеоновской эпохи не всегда сходятся во мнениях, выясняя - сколько именно. Кто-то насчитывает всего два варианта, кто-то - три, кто-то - четыре...
Однако их все-таки пять.
Пять разных полотен, представляющих собой одну и ту же картину.

читать дальше