Думаю, справедливо будет дать и противоположный взгляд на ситуацию.
БЫЛО МЫЛО!
Есть некие клише, которые часто заменяют нам реальные знания, причём именно с этими клише человек расстаётся наименее охотно. К таким "очевидным фактам" относится, например, миф о "грязной Европе", которая, в отличие от чисто вымытой России чесалась и дурно пахла (причём, вплоть до начала XIX века). На Западе похожий миф существует как раз в отношении России. "Весь Лондон сбегался поглазеть на них, но из-за их неопрятности никто не решился бы прикоснуться к ним. Когда они являлись ко двору, то роняли не только жемчуг, но и насекомых", - так писал о русских боярах маститый историк викторианской Англии Т.Б.Маколей.
Откуда взялись мифы о "грязном прошлом"?В XIX веке человечество сделало такой качественный прорыв во всех областях, что стало испытывать непреодолимое презрение к жителям прошедших эпох. Отношение среднестатистического хомо сапиенса XIX века ко всему предшествующему сводилось, по сути, к двум чувствам: снисхождение или отторжение. Именно тогда появились некие "бульварные" клише, которыми мы пользуемся до сих пор. Это касается и "грязных предков". Дело в том, что авторы XIX столетия часто оперировали непроверенными данными: в позапрошлом веке в свет вышло громадное количество псевдо-дневников Марии-Антуанетты, несуществующих писем мадам Дюбарри и скабрезных стишков королевы Марго, которые та не писала. Любимая фраза апологетов теории "грязного прошлого" звучит примерно так: "От короля пахло, хуже, чем от дикого зверя". Мол, это нелестное сравнение принадлежит перу фаворитки Людовика XIV - маркизы де Монтеспан. Однако, как выяснилось, "мемуары фаворитки" были написаны в XIX веке аббатом д 'Ансоном.
С течением времени одни борзописцы старательно переписывали у других, а третьи - писали лживые книжонки. Типичный пример - книга Э.Фукса "Галантный век", в которой тавро "урод моральный" было проставлено на всех правящих монархов XVII - XVIII столетия.
Теперь уже мало кто помнит ту английскую карикатуру XVIII столетия, направленную против высоких причёсок. На карикатуре изображена дама с такой громадной куафюрой, что в ней спокойно разместились мыши и птицы. Но в XIX веке ловкие мозгомойцы превратили причёску-теремок... во "вшивый домик". Из насмешки над величиной произросла насмешка над грязью. И теперь даже вполне академические издания из года в год трындят о мышах в голове принцессы де Ламбаль.
ЧТО В РЕАЛЕ?Что в реале?
В XIX столетии человек, действительно, принялся активно и очень часто мыться (особенно это было заметно в Англии). Причиной этому была не особая страсть к "мылу душистому и полотенцу пушистому", а экология. Именно тогда в Европе старательно задымили заводы и фабрики, загудели паровозики и запыхтели пароходики. Мир постепенно погружался в дымы и вонь, порождаемые цивилизацией. Выделительная система человека принялась работать с большей нагрузкой, нежели в "экологически чистом" XVIII столетии.
Если в эпоху Наполеона женщина мыла волосы один раз в месяц, то на исходе XIX века - уже раз в неделю. Но эта самая женщина "века пара и железа" не задумывалась о том, что её прапрабабушка попросту не нуждалась в подобном моционе!
Со временем экология портилась ещё больше. В рацион человека всё больше входили "добавки" и "заменители". С возникновением синтетики возникла потребность в дезодоранте. Современный человек, упакованный в "химию", питающийся модифицированной соей + E-232 (бывшее мясо) и вдыхающий всю таблицу Менделеева, действительно, постоянно грязный. Кстати ещё во времена СССР, когда мы не стояли в бесчисленных пробках и кушали нормальных кур, мы не мыли волосы каждый день.
Почему большинству людей приятно сознавать, что они чище Людовика XIV?
Потому что они - не Людовик XIV, разумеется. А, скажем, бетонщик Филимонов. Ему приятно прочесть, что даже короли XVII века мылись раз в год и срали на пол. Потому что он, бетонщик Филимонов, моется каждый вечер и срёт на пол только "по пьяни" или на спор. Обывателю (в плохом смысле этого слова) спокойнее живётся, когда он знает, что кто-то "высокий" был не лучше него самого.
Ну, ладно, это всё лирика.
Начнём с истории мыловарения
Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Таким образом изобретение мыла приписывается именно римлянам.
О мыловарении упоминает также римский писатель и ученый Плиний Старший в своем основном трактате "Естественная история" в тридцати семи томах. Данный источник представляет собой энциклопедию естественных знаний античности, и упоминание в нем мыловарения однозначно говорит о том, что к тому времени его продукт стал неотъемлемой частью жизни римского населения.
Начиная с IX века н.э., основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании.
Одним наследников мыловаренных традиций южной Франции сейчас является компания L`Occitane. К примеру, у них есть мыло, изготовленное по средневековым рецептам. Если вы докажете, что в Средние века люди не мылись и всё это - враньё, вы сможете сказочно разбогатеть. Как? Да очень просто - посудитесь с компанией L`Occitane на предмет того, что они вводят народ в заблуждение.
В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое.
История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола.
И вот тут возникает закономерный вопрос: какого рожна это мыло производилось, если народы Европы тонули в грязи и чесались, не хуже дворняжек? Производство ради производства - процесс, несомненно, захватывающий, но не настолько прибыльный, чтобы им так страдать в эпоху развитого феодализма.
Мытьё - это не только вода, но и музыка, и еда. Комплексное удовольствие.
Средневековые миниатюры довольно часто изображали сцены в бане. Кроме того, существовала и традиция приёма ванны в домашних условиях. Этот процесс, однако, был во-первых трудоёмким, во-вторых, дорогостоящим. Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Знатные сеньоры имели в своих замках специального человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. В некоторых средневековых замках можно встретить не только ванные комнаты, но также систему слива и подачи воды. Не редки были умывальники в виде каменных чаш, встроенных в стену, в такие чаши вода подавалась из озера или из реки, что рядом с замком. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.
Правящая элита была максимально изысканна - за императором Карлом Смелым (XV век) в его походах постоянно следовал обоз с ванной из чистого серебра.
В средневековом Париже историки отмечают рекордную концентрацию "мылен"-бань как частных, так и общественных. В "Структурах повседневности", первом томе крупного исследования "Материальная культура цивилизации" Фернан Бродель пишет об этом: "А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами". " (с).

Средневековый "дом развлечений". Кушанья, музыка, плотские утехи и непременное омовение.

Общественная баня XVII века
Нельзя, разумеется, отрицать тот факт, что религиозные фанатики и особо суровые граждане считали омовение отвратительным удовольствием и предпочитали не мыться. Мыло всё равно являлось относительно дорогим и дрова в Европе дорожали год от года. Правда, в XVII веке в Англии уже вовсю топили дешёвым углём, что послужило развитию гигиены в отдельно взятой стране. Вообще Англия была одной из самых "помытых" стран XVII - XVIII вв. Интересный факт: герцог Девонширский завёл себе мраморную ванну с горячей водой, которая подавалась из крана. Говорят, все ломились к нему, как на экскурсию. (Взято из книги '1700 Scenes from London Life' автора Maureen Waller).
В ванных люди не только мылись, но и позировали художнику. Вероятно, предвидели, что суровые потомки будут думать о них всякие гадости. Но ничего не помогло, всё равно думают.
Диана де Пуатье, любовница короля Генриха II, любила мыться, и чтобы все узнали об этом, позвала художника Франсуа Клуэ:

В те времена (и до XIX века) ванну прокладывали простынёй. На заднем плане - служанка, таскающая воду
Ещё один странный миф
Из книги в книгу кочуют странные тезисы о том, что вплоть до начала XIX века духи существовали только затем, дабы отбивать запах грязного тела и никогда не стираемого белья. Возникает закономерный вопрос: если всё население настолько отвратительно пахло, в расчёте на кого, собственно, было нужно перекрывать малоприятные запахи ароматами терпких духов? Если все - вонючие, то никто и не чувствует вони. Не верите? Заверните на вокзал - там всегда есть бомжи. Для вас они будут пахнуть, как сточная канава, меж тем друг для друга они - вполне приятные и адекватно пахнущие собутыльники...

На этом портрете неизвестной дамы неизвестного художника (так называемой школы Фонтенбло) нас интересует не сама красавица, а её служанка, драющая ванну

Это не диванчик, это тоже ванна (если посмотреть, где лежат дамские туфельки, можно увидеть характерный для всех ванночек низ). В XVIII веке иногда мылись в специальной рубахе. В ней же и купались в речке. В одной из книг я прочитала интресное объяснение: дама надевала рубашку, если хотела в процессе мытья принять гостя. На гравюре М.Моро - младшего ("Дама, принимающая ванну") как раз именно такой случай - камеристка принесла письмо от визитёра.
Король-чистюля
Самым большим чистюлей галантного Века был прусский король Фридрих-Вильгельм I. Он мылся каждый день, а руки драил бессчётное число раз. Об этих милых странностях повествует в своих Мемуарах его дочь - Вильгельмина Байрёйтская. От короля, членов Фамилии и придворных постоянно пахло мылом, причём самым дешёвым и противным, ибо духов и благовоний Величество не признавало, а к дорогому мылу относилось тоже подозрительно. Испытывая неприязнь к таким "друзьям человека", как вши, король заставлял своих солдат и офицеров бриться под "нуль" и носить парики (во французской армии допускались причёски из собственных волос). Своего сына - будущего Фридриха Великого - король заставил обриться тоже (невзирая на протест). Так и ходил Фридрих Великий, как в той скинхэдовской песне "Я - бритый и злой, не встречайся со мной" (с)...
Сама же Вильгельмина тоже осталась верна семейным традициям: она в своих оценках людей не забывала упомянуть, кто был грязный и вонючий. Например, когда её брату, кронпринцу Фридриху привезли невесту, прусские принцессы были неприятно потрясены, что она дурно пахнет (то есть пахнет не мылом).

Юноша на картине Ж.-Б.-С.Шардена использует мыло для игры. А что это значит? Что в XVIII веке мыло было уже настолько доступно небогатым горожанам, что их сыновья так вот развлекались.
Немного о сантехнике
Есть сведения, что биде появилось еще в эпоху Возрождения. Небольшая ванночка, суженная посередине, устанавливалась в деревянный каркас на четырех ножках, а вода поливалась из кувшина. В начале XVIII века во Франции ванночки делали из металла, а подставки под них из орехового дерева. Позже изящные фарфоровые или серебряные ванночки помещались на подставки из экзотических пород дерева. Законодателем моды в этом вопросе оставался французский королевский двор. Например, биде маркизы де Помпадур было сделано из наборного дерева с инкрустациями и позолоченными бронзовыми фитюльками.
Основой основ был Мойдодыр, то есть умывальник, кувшин и таз. Вся эта "музыка" находилась в так называемой туалетной комнате, которая предназначалась для приведения в порядок внешнего вида.
Как известно, Екатерина Вторая приехала из Фатерлянда почти раздетая и очень голодная. Но при ней был медный кувшин для мытья: бедная девочка не знала, что в России есть бани, и первой, кто будет приучать немецкую принцессу к парилке, будет сама императрица Елизавета.
Вопрос к любителям "грязного прошлого": зачем Екатерина везла с собой кувшин?
1. В качестве холодного оружия.
2. Чтобы в него кричать: "Оээээууу!!" для получения смешного эха.
3. Чтобы "толкнуть" его в качестве цветмета.

Ванная комната в европейском богатом доме
zina-korzina.livejournal.com/193495.html
lady.mail.ru/article/44082-proshhaj-nemytaja-ev...
Рина Дзене, спасибо за перепост и другую точку зрения!
gunter-spb.livejournal.com/1396328.html - о банном деле в Средние века
satachi.diary.ru/p179230167.htm - средневековые туалеты
sarikusan.diary.ru/p183466914.htm - о гигиене и гигиенических принадлежностях в целом
marinni.livejournal.com/tag/%D0%93%D0%98%D0%93%...
У автора ЖЖ просто замечательная подборка постов по теме. С большим количеством иллюстраций, что убедительнее всяких слов.