Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Умираю по этой красоте уже второй год.
САЖЕНИЕ ПО БЕЛИ -
уникальная и красивейшая техника объемной русской вышивки. Сплошная или прорезная, с жемчугом или перламутром, фольгой или канителью - она имела свои особенности в каждой местности. Первые находки относятся еще веку так к XI, но массовое распространение это искусство получило на Руси в XV-XVII веках, когда под влиянием «татарской моды» в русской культуре проявилось заметная склонность к роскоши. Некоторые государи - вроде Федора Алексеевича - даже пытались бороться с «излишествами», но без особого успеха.
Белью с жемчугом и самоцветными камнями расшивали оклады икон, церковную утварь, обложки книг, праздничные одежды, аксессуары, обувь, головные уборы... в общем, все, что можно украсить вышивкой. Жемчуг редко применяли «заморский» (он был очень дорог), в основном тот, что производится раковинами-перловицами, живущими в наших северных реках и озерах. Одной из важнейших статей дохода Великого Новгорода была как раз торговля пресноводным жемчугом - в Ильмень-озере его добывали тоннами. Сами раковины тоже не выбрасывали. Рубка (рубленный перламутр) шла на поднизи (сетки и подвески) к женским головным уборам и также использовалась в вышивке.
БЕЛЬ - это скрученная белая веревка, хлопчатая или льняная, которая по предварительной разметке пришивается на материал (лен, шелк, бархат) в два-три ряда. А в ложбинку между рядами уже вшивают («сажают») жемчуг. Рисунок получается четкий, плавный и выпуклый. Иногда бель выкладывали и в один ряд, но тогда насаженные камни могли неровно держать линию, поэтому однорядная бель использовалась только в очень плотном узоре (например, в каргопольских кокошниках). Понятно, что, процесс был весьма трудоемок, занимая по несколько месяцев, но выглядело это все в итоге совершенно потрясающе и главное - было очень долговечным. Находящиеся в музеях девичьи повязки, коруны, кокошники, церковные принадлежности и сегодня позволяют оценить мастерство вышивальщиц. Да, стоило готовое изделие немало. Есть сведения, что за иной кокошник платили табуном лошадей. Поэтому украшения передавались по наследству и сохранялись, порой, столетиями. Конечно, их не носили каждый день - только на праздники. Так что, благодаря качественному изготовлению и традициям наследования, в XVIII-XIX веках в северных губерниях богато расшитые элементы одежды были практически у каждой деревенской девушки.

Девичий венец (Архангельская губерния), выполненный в технике прорезного сажения по бели.
Музейный экспонат XVIII века и современная любительская реплика.
Увы, с течением времени техника вышивки упростилась, потеряв свой главный элемент - объем. А потом и вовсе вышла из употребления. Однако в последние годы мастера вновь задались целью вернуть ей былое величие, благо, как уже сказано, сохранившихся образцов достаточно и они дают возможность на их основе создавать аутентичные изделия. К тому же, данная техника вполне применима в современной моде и способна пользоваться спросом. Она великолепно подходит для изготовления брошей, ожерелий, поясов, сумок, жакетов и прочего. Конечно, всерьез заниматься этим искусством по-прежнему способны только профессионалы - для достижения соответствующего качества одного энтузиазма и любви к отечественной культуре недостаточно (на приведенных снимках это прекрасно видно). Тем более технических средств тут не применишь - сажение по бели возможно только вручную. Однако попробовать свои силы и сотворить что-то для себя всегда интересно.
САЖЕНИЕ ПО БЕЛИ -
уникальная и красивейшая техника объемной русской вышивки. Сплошная или прорезная, с жемчугом или перламутром, фольгой или канителью - она имела свои особенности в каждой местности. Первые находки относятся еще веку так к XI, но массовое распространение это искусство получило на Руси в XV-XVII веках, когда под влиянием «татарской моды» в русской культуре проявилось заметная склонность к роскоши. Некоторые государи - вроде Федора Алексеевича - даже пытались бороться с «излишествами», но без особого успеха.
Белью с жемчугом и самоцветными камнями расшивали оклады икон, церковную утварь, обложки книг, праздничные одежды, аксессуары, обувь, головные уборы... в общем, все, что можно украсить вышивкой. Жемчуг редко применяли «заморский» (он был очень дорог), в основном тот, что производится раковинами-перловицами, живущими в наших северных реках и озерах. Одной из важнейших статей дохода Великого Новгорода была как раз торговля пресноводным жемчугом - в Ильмень-озере его добывали тоннами. Сами раковины тоже не выбрасывали. Рубка (рубленный перламутр) шла на поднизи (сетки и подвески) к женским головным уборам и также использовалась в вышивке.
БЕЛЬ - это скрученная белая веревка, хлопчатая или льняная, которая по предварительной разметке пришивается на материал (лен, шелк, бархат) в два-три ряда. А в ложбинку между рядами уже вшивают («сажают») жемчуг. Рисунок получается четкий, плавный и выпуклый. Иногда бель выкладывали и в один ряд, но тогда насаженные камни могли неровно держать линию, поэтому однорядная бель использовалась только в очень плотном узоре (например, в каргопольских кокошниках). Понятно, что, процесс был весьма трудоемок, занимая по несколько месяцев, но выглядело это все в итоге совершенно потрясающе и главное - было очень долговечным. Находящиеся в музеях девичьи повязки, коруны, кокошники, церковные принадлежности и сегодня позволяют оценить мастерство вышивальщиц. Да, стоило готовое изделие немало. Есть сведения, что за иной кокошник платили табуном лошадей. Поэтому украшения передавались по наследству и сохранялись, порой, столетиями. Конечно, их не носили каждый день - только на праздники. Так что, благодаря качественному изготовлению и традициям наследования, в XVIII-XIX веках в северных губерниях богато расшитые элементы одежды были практически у каждой деревенской девушки.

Девичий венец (Архангельская губерния), выполненный в технике прорезного сажения по бели.
Музейный экспонат XVIII века и современная любительская реплика.
Увы, с течением времени техника вышивки упростилась, потеряв свой главный элемент - объем. А потом и вовсе вышла из употребления. Однако в последние годы мастера вновь задались целью вернуть ей былое величие, благо, как уже сказано, сохранившихся образцов достаточно и они дают возможность на их основе создавать аутентичные изделия. К тому же, данная техника вполне применима в современной моде и способна пользоваться спросом. Она великолепно подходит для изготовления брошей, ожерелий, поясов, сумок, жакетов и прочего. Конечно, всерьез заниматься этим искусством по-прежнему способны только профессионалы - для достижения соответствующего качества одного энтузиазма и любви к отечественной культуре недостаточно (на приведенных снимках это прекрасно видно). Тем более технических средств тут не применишь - сажение по бели возможно только вручную. Однако попробовать свои силы и сотворить что-то для себя всегда интересно.
Кстати, можно использовать не радикал, если совсем неудобно им пользоваться. imgur.com - к примеру.
Профессиональные - да. Они сразу заметны. Качественно не уступают нисколько. Плюс не копируют уже существующее, а просто выдерживают стиль.
Любительские тоже сразу заметны. ))) Однако, как сказано в видеролике - и в старину этим ремеслом занимались не только мастера. Самодеятельные вышивки хоть и были примитивными, но тоже несли в себе свою прелесть. Мне вот, например, из любительских работ нравится коруна, которая на девочке (предпоследнее фото). Сама по себе она сделана совершенно неправильно - коруны не имели очелья, редко украшались поднизью и не торчали плоским гребнем, а обхватывали голову на манер широкой ленты (собственно, коруна, это всего лишь более декоративный вариант девичей повязки). Но зато вышивка на этом изделии просто отличная. Очень четко сама техника видна.
cs1494.vk.me/u17597958/42608151/x_426aa074.jpg
cs10380.vk.me/u17597958/92020313/x_55e468d3.jpg
Да, работа восхитительна! Действительно ощущение, как будто там что-то кованое )
Вот, например, венец со второй картины (где девица у окна):
cs315726.vk.me/v315726834/30d0/-L8CrNeG_kU.jpg
Правда, хранится он в музее Бостона...