СТУЛ №14
Гнуть древесину человечество научилось довольно давно. Еще в XVII веке в Англии эту технологию использовали для изготовления отдельных фрагментов мебели. Гнутое дерево применялось и в кораблестроении, и в каретном деле, и в дизайне помещений - гнутые рамы и перила были популярны задолго до стиля модерн.
И каждый, кто занимался этой техникой, старался изобрести свой способ добиваться пластичности дерева - наиболее дешевый и наиболее производительный.
Вот и уроженец Германии Михаэль Тонет тоже экспериментировал в этом направлении. В 1819 году он усовершенствовал технологии гнутья фанеры и дерева и основал мастерскую, положившую начало серийному производству полностью гнутой мебели.
Более подробная история жизни и деятельности Михаэля Тонета.Со своими работами Тонет не раз принимал участие в различных выставках, постепенно к нему приходил успех, и к середине XIX века его мебель производилась уже в промышленных масштабах. Предприятие Тонета выпускало самые различные виды изделий - кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовую, детскую и игрушечную мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки и прочее, но, в первую очередь, конечно же, стулья. К слову, Тонет к тому времени перебрался на постоянное жительство в Вену...
читать дальше
Хотя мебель «от Тонета» удовлетворяла запросам любых слоев населения, но сам он явно тяготел к простоте и удобству. Ему хотелось, чтобы производство серийных моделей могло осуществляется при самом незначительном расходе материала и незначительных затратах на монтаж. И в 1859 году Тонет запустил в серийное производство 14-ю по счету модель стула, самую простую и безупречную. Стул № 14 стал наиболее популярным, известным и массовым. Он производился миллионами экземпляров, поставлялся во все страны Европы, был легок в сборке и недорого стоил. Именно от него и пошло название «венский стул» и представление о венской мебели вообще.
Основные качества этой модели характерны для оптимального индустриального производства мебели из гнутой древесины.
Собирается стул с помощью винтиков без использования клея.
Ящик, в который упаковывались три дюжины демонтированных стульев, занимал объем 1 кбм (именно в таком виде они доставлялись в магазины). Число деталей стула № 14 было сведено к минимуму - к шести, конструкция доведена до совершенства.
Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни. И не разбился - отлетело только фанерное сидение. Это красноречивее всяких слов говорит о его уникальности. Ни один предмет традиционной мебели, включая современную, не выдержал бы такого испытания.
100 лет назад стул № 14 можно было найти в любом доме, в любой конторе, в любом учебном заведении. Одна только Россия закупала эти стулья сотнями тысяч. Их и сегодня можно увидеть во многих квартирах, офисах и ресторанах - как старые, так и новые.
Да-да, знаменитый венский стул продолжают выпускать. Он не только символ своего времени, но и символ неразрывной связи эпох. С момента его создания минуло 155 лет, однако производство не прекращается.
Это, пожалуй, единственный случай в истории, когда какая-либо вещь, оставаясь в полностью неизменном виде, продолжает пользоваться спросом уже более полутора веков.
А я за собой давно замечаю, что история гораздо ближе и интереснее, когда познаешь ее через конкретные предметы, нежели путем штудирования научных работ, аналитики, мемуаров и т.д. Мне кажется, что вещи содержат невероятный объем информации. Причем не только фактической, но и энергетической.
Можно углубленно ознакомиться с технологией гнутного производства, прочитать про устройство станков, состав растворов и организацию работы на фабриках... а можно просто посидеть на этом стуле, погладить его теплые изгибы - и гораздо лучше понять и прочувствовать время.